- Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. (Например, если ребёнок разбил кружку и вы очень недовольны этим, стоит сказать «как я огорчена, что ты разбил эту кружку!» вместо «ты неаккуратный, невнимательный и у тебя всё валится из рук!»).
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.
- Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого – прекратить бегать и кричать в шумном помещении, например. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке чтобы ребёнок стал спокойнее себя вести.
- Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься. (То есть, если каждый день сетовать на то, что он не учит уроки, вскоре ребёнок привыкнет, что вы каждый день огорчены его учёбой).
- Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. (Если ребёнок плачет из — за того, что его игрушка сломалась, вы не виноваты в этом! Пожалеть его и посочувствовать стоит, а вот винить себя в том, что он расстроился — нет.).
- Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным. (Не спешите за него делать домашнее задание, уборку в комнате и т.д. Пусть он поймёт, что лучше было бы это сделать самому).
- Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогайте ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ребенку выполнить самому.
- Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом. (Я огорчена, мне грустно, что ты не выполнил что то, опоздал и т.д…).
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас об этом. Дети способны гораздо на большее, чем мы, взрослые, привыкли думать.
- Чтобы избежать проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. (Не давайте задание, с которым ребёнок вряд ли справится).